Мастер-класс “Сухое валяние игрушки “Дракон””

Сухое валяние для начинающих: простая форма

Сухое валяние или фильцевание (происходит от немецкого слова filz — войлок и nadel — игла) — очень популярная техника рукоделия, позволяющая даже начинающим мастерам создавать оригинальные предметы декора, фигурки и аксессуары. Начинать освоение техники сухого валяния лучше с самых простых форм, чтобы постепенно переключиться на более сложные и оригинальные композиции и фигурки. Я предлагаю всем начинающим мастерам ознакомиться с азами на примере забавного мухоморчика, который может стать частью небольшой интерьерной композиции.

Материалы для сухого валяния

  • белая непряденая шерсть
  • красная непряденая шерсть
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • чашка, стакан или другая емкость для создания композиции
  • материал для декора и заполнения емкости

Мастер-класс по сухому валянию

О том, как правильно выбирать материалы для валяния, а так же о базовых приемах и нюансах валяния, я подробно рассказывала в статье «Секреты и приемы техники сухого валяния», в которой вы сможете найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе работы.

В валянии яркого и совсем не ядовитого мухоморчика нет ничего сложного, однако, базовые навыки на нем отрабатывать весьма удобно. Прежде чем валять любую фигрурку или игрушку, хорошо представьте себе ее внешний вид, а лучше, сделайте примерный набросок в цвете. Эта полезная привычка очень пригодиться, когда дело дойдет до более сложных работ.

Теперь мысленно разделяем фигурку на простые составные части. В данном случае мы будем отдельно валять ножку, шляпку и белые пятнышки на ней. У меня получился мухомор высотой около 8 см, разумеется, вы можете менять размеры по своему вкусу, для этого достаточно взять больше или меньше шерсти.

Памятка: объем шерсти в процессе валяния уменьшается примерно в 3-4 раза, учитывайте это, подготавливая материал для работы.

Для шляпки готовим перышки красной непряденой шерсти. Если вы используете кардочес, сильно перемешивать ее, разрывая прядки в разных направлениях, не придется. Гребную ленту с длинными волокнами придется готовить для работы более тщательно. Шерсть должна представлять собой однородный пух, только в этом случае можно браться за иглу.

Памятка: валять можно только на специальной подложке. Будьте внимательны, чтобы не сломать тонкий кончик иголки и не повредить себе пальцы.

Начинаем работу всегда с самой толстой иглы для валяния, быстрыми и точными движениями, втыкая ее в шерсть, тем самым, переплетая волокна между собой. Постоянно поворачиваем деталь и обрабатывая абсолютно все ее стороны, параллельно формируя пальцами нужную форму. В нашем случае это шарообразная шляпка с выемкой. Постепенно объем шерсти будет уменьшаться и из бесформенного клубка начнет вырисовываться нужная деталь.



Как только форма приобрела очертания, меняем иглу для валяния на более тонкую и продолжаем работу.

Памятка: все детали должны получаться плотными, без пустот. На ощупь они также должны быть весьма твердыми и не деформироваться от нажатия пальцами.

Точно также, как и для шляпки, готовим шерсть для ножки гриба. Важно помнить, что для соединения деталей вместе, на конце ножки следует оставить свободные, не приваленные перья. Ножка имеет более изящную, вытянутую форму, поэтому особое внимание следует уделить тщательной проработке всех торцевых ее частей, о чем часто забывают. Не смотря на ее форму, деталь должна получиться весьма плотно, чтобы не согнуться под тяжестью шляпки (в будущем, когда вы перейдете к валянию других фигурок, работа с мелкими и тонкими деталями очень пригодится при изготовлении разнообразных лапок, ушей и носов).




Когда и ножка и шляпка получили нужную форму и приобрели плотность, приступаем к обработке поверхности. Сделать так называемую шлифовку, выравнивающую поверхность детали, в данном случае удобнее, пока детали еще находятся по-отдельности.

Используя легкие «облачка» шерсти и самую тонкую иглу делаем поверхность детали максимально гладкой и однородной. И только после того, как на ней не осталось бросающихся в глаза углублений и неровностей, можно приступать к соединению деталей между собой.

Берем среднюю по толщине иглу и, используя оставшиеся на ножке свободные волокна, плотно приваливаем ее к выемке в шляпке.

Аккуратно «заправляем» края волокон внутрь, так чтобы ничего не торчало наружу. Разумеется, соединять детали должно очень плотно. Когда этот результат достигнут, делаем пятна на мухоморе из неплотно сваляных шариков белой шерсти. Если вы хотите, чтобы они получились одинакового размера, равные перышки шерсти следует заготавливать заранее. Впрочем, делать их одинаковыми вовсе не обязательно.

Пятнышки на шляпки могут немного выступать, однако тоже должны быть плотно и аккуратно закреплены на своих местах. Используем для этого тонкую или среднюю по толщине иголку.

Когда мухомор приобрел характерную «пятнистось», наш гриб готов. Осталось подобрать для него подходящее оформление. Можно разместить в заготовленной емкости один или несколько грибов, сделать для них из зеленой шерсти подложку, имитирующую мох, или дополнить другими деталями. Получится своеобразный грибной террариум, который можно использовать для декора или преподнести в качестве сувенира.

Валяние игрушек из шерсти

Валяние из шерсти, фильцевание, или фелтинг — древнейшая техника рукоделия, освоенная человеком. С ее помощью можно создать войлочные ковры, игрушки, одежду, а также декоративные предметы (панно, картины), украшения. Существует несколько приемов и техник, основанных на этом искусстве.

Валять изделия можно только из натуральной шерсти:

  • грубой (валеничной) темной и светлой овечьей шерсти, расчесанной (сливер), выбеленной, полутонкой, очеса;
  • расчесанной шерсти верблюдов;
  • мохера или ангоры — шерсти ангорских коз, обладающей шелковистым блеском и мягкостью.

Сухое валяние

Техника сухого фелтинга позволяет создавать из шерсти плотные ткани. Первоначально люди использовали руно диких животных, а после одомашнивания скота применяли шерсть своих питомцев.

Для работы используют волокна сырья, которые перемешиваются и деформируются посредством специальной иглы с зазубринами и насечками, выполненными под углом. Орудуя иглой, мастер спутывает волокна друг с другом, переплетают слои материала вверх и вниз.

Используя сухой метод валяния, изготовляют плоские (ткани) и объемные объекты, соединяют элементы между собой.

Необходимые материалы и некоторые приемы сухого валяния

Валяние из шерсти игрушки (например, мышки) или любого другого изделия предусматривает использование специального инструмента, облегчающего работу.

Главным инструментом является специальная игла, которая может иметь различную форму:

  • треугольника — такое приспособление используют на начальных этапах работы с основой, им легко и быстро валять простые вещи;
  • звездочки — такая игла эффективна на финишных этапах, так как позволяет выполнять тонкую работу;
  • крученой иглы с перевернутой по спирали рабочей зоной — такой инструмент ускоряет рабочий процесс и повышает плотность сцепления шерстинок;
  • корончатой иглы (с зазубринами на конце острия) — ее используют для декорирования изделий, создания ресниц и волос игрушек;
  • вилочки — приспособлением удобно выполнять мельчайшие детали и укладывать их на нужное место;
  • обратной иглы, которую применяют для формовки волос и меха (у нее насечки нанесены в обратном направлении).

Для упрощения и ускорения валяния используют иглодержатели, рассчитанные на различное количество рабочего инструмента. Еще понадобится поролоновая подушечка и шерсть. Если планируется крупное изделие, то заготовки формируют из более дешевого сырья — сливера, а верхний слой валяют из более качественной шерсти.

Создание игрушки методом сухого валяния

Рассмотрим процесс валяния матрешки в технике сухой фелтинг:

  1. Берут прядь шерсти, прошедшей первичную обработку, и сворачивают в нужной форме.
  2. С помощью иглы №36 делают колющие движения, уплотняя основание.
  3. Используя тонкую белую шерсть, формируют лицо.
  4. Применяя инструмент №38 либо 40, основание приваливают цветным сырьем, например шерстью, выкрашенной в красный цвет.
  5. Уплотняем заготовку до тех пор, пока она не станет твердой и перестанет деформироваться.
  6. Используя тонкие пряди желтой шерсти, формируют волосы матрешки, голубой и черной пряжей прифильцовывают глаза с ресницами, розовой — щечки, бежевой — носик, красной — ротик.
  7. Используя шерстяные пряди различных цветов (зеленого, белого, оранжевого, голубого и т. д.), выполняют декор платка и платья игрушки.

Мокрое валяние

Наряду с сухим фильцеванием существует мокрое валяние, благодаря которому можно получить плотные плоские полотна, в т. ч. и больших размеров.

Примечателен способ тем, что во время работы смачивают сырье водой или специальным раствором и валяют руками, не используя других инструментов.

Начало работы

Подготовительные работы перед валянием несложные: необходимо подготовить шерсть, воду и руки. Современные мастера фелтинга имеют в своем распоряжении более широкий арсенал подручных средств:

  • подстилку под готовое изделие, например резиновый или бамбуковый коврик, воздушно-пузырьковую пленку;
  • пульверизатор с водой;
  • сетку, например москитную;
  • скотч;
  • полиэтиленовые перчатки для защиты рук;
  • деревянную скалку;
  • махровое полотенце;
  • мыло жидкое или натертое твердое для приготовления мыльного раствора;
  • шерсть.

Сырье выбирают в зависимости от желаемого результата: гребенная лента применяется для создания плотных изделий (ковров, дорожек), полутонкая шерсть используется для валяния шапок и сумок, тонкая мериносовая шерсть, в т. ч. и пряжа из ниток, годится для изготовления шарфов.

Читайте также:  Кулон в сутажной технике

Как проходит процесс мокрого фелтинга

Процесс мокрого валяния пошагово выглядит следующим образом.

  1. Из воды и мыла изготовляется раствор, который заливается в пульверизатор для удобства работы.
  2. На подстилку укладывают поочередно базовый, фоновый и декоративный слой (с рисунком). Каждый пучок укладывают внахлест, следя, чтобы не образовывались просветы. Очередной слой шерсти кладут перпендикулярно к предыдущему. Важно следить, чтобы толщина слоев была равномерной и больше в 3-4 раза от желаемого полотна — шерсть дает усадку.
  3. Разложенную шерсть аккуратно сбрызгивают водой, накрывают сеткой и смачивают мыльным раствором.
  4. Руками или скалкой придавливают конструкцию (при этом нужно следить, чтобы не сместились пряди, создающие рисунок, не смешались цвета), удаляют излишки влаги махровым полотенцем.
  5. Руками растирают полотно, двигаясь в различных направлениях, не допуская пересыхания полотна. Выполняют работу до тех пор, пока сетка не начнет отходить, а рисунок не смешивается.
  6. Конструкцию переворачивают на другую сторону, накрывают снятой сеткой (при необходимости) и продолжают растирать. Войлок готов, если от цельного куска отделяются тонкие волокна, а не пряди.
  7. Готовое изделие ополаскивают чистой и теплой водой и не отжимают, сушат на решетке в естественных условиях.

Готовые изделия

На любой презентации или выставке, посвященной поделкам, рукоделию и различным видам творчества, можно увидеть свалянные игрушки. Изделия эти получаются не только красивыми, но и безопасными и гипоаллергенными, ведь они созданы из экологически чистого сырья. Игрушки могут достигать больших размеров (с целью экономии их можно набить менее ценной шерстью или синтепоном).

Делают игрушки из шерсти шаг за шагом; техника валяния таких поделок немного напоминает лепку из пластилина, глины или теста. Сначала создают самую большую деталь, например туловище, которое уплотняют до такой степени, чтобы избежать деформации. Из отдельных шариков формируют остальные части тела — головку, лапки, которые потом сваливают в единое целое или пришивают нитками.

Другой способ предусматривает цельное создание изделия. В последнюю очередь выполняют декорирование поделок — наносят точки на спинку божьей коровки, полоски на голову и туловище тигра, пришивают подвижные глазки, пуговицы и т. д.

Мастер-класс для начинающих

Медвежонок из шерсти, созданный в технике сухого валяния, делается следующим образом:

  • из синтепона формируется основание медвежонка нужного размера и формы;
  • заготовку укладывают на поролоновую губку и обваливают шерстью нужного оттенка посредством специальных игл (сначала берут большой инструмент, затем поменьше);
  • пасма пряжи укладываются перпендикулярно, полностью закрывая синтепон;
  • отдельно формируют выступающую часть мордочки и прикрепляют ее на место, крепят готовые или отдельно свалянные глазки, носик;
  • оформляют игрушку на свое усмотрение (надевают кофточку и штанишки, платьице).

Объемную игрушку методом мокрого фильцевания не получится сделать, а цветы получаются прекрасные. Такие изделия можно использовать для броши, заколки для волос, декора одежды. Процесс создания мака выглядит следующим образом:

  • из тонкой шерсти красного цвета отрывают пасмо, складывают пополам и формируют округлый лепесток (необходимо 6 таких лепестков);
  • соединить по 3 лепестка, укладывая их узкими концами друг на друга;
  • добавить немного шерсти близких оттенков — более светлых и темных, а также чуть черного сырья — для серединки;
  • аккуратно сбрызгивают заготовки теплой мыльной водой, накрывают пленкой, прижимают и начинают сваливание;
  • когда волокна сцепятся, пленку снимают и продолжают работу, корректируя края заготовок;
  • изделие накрывают пленкой и катают с помощью скалки раз по 200 с каждой стороны;
  • сваленные лепестки выполаскивают в теплой воде, слегка отжимают чистым полотенцем;
  • палочкой придают форму заготовкам, углубляя серединку;
  • полученный войлок пропитывают раствором сальвитозы (1 ст. теплой воды с 1 ч. л. сальвитозы) или акрилового лака для фиксации формы, затем тщательно просушивают;
  • отдельно сухим методом валяют маковую коробочку из темно-зеленой шерсти, декорируют ее ниткой, из ирисовых ниток и микробисера изготовляют тычинки;
  • выполняют сборку — укладывают ярусы лепестков, пришивают и распределяют тычинки, крепят коробочку.

Где найти схемы для валяния игрушек и инструкции

Секреты валяния игрушек из шерсти раньше передавались из поколения в поколение вместе с описанием техники и поочередностью работ. Современные мастера с удовольствием делятся своим опытом друг с другом.

В сети возможно скачать бесплатно или приобрести книги с подробными схемами в красочных фотографиях:

Мастер класс для начинающих: сухое валяние игрушек из шерсти

Техника сухого валяния или фелтинг позволяет создавать весьма замысловатые формы и фигурки, только «лепить» их нужно не из глины или пластилина, а из непряденой шерсти. Ознакомившись с базовыми приемами валяния и попробовав на практике создать самостоятельно простую фигурку, можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.



Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.



Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Читайте также:  Вышивка лентами - роза

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.



Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы — оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них — приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти — тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Сухое валяние для начинающих

Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Сухое валяние для начинающих в Сб Дек 01, 2012 1:19 pm

Admin


Сухое валяние – один из популярных видов рукоделия. Технику сухого валяния используют для создания объемных вещей: мягких игрушек, украшений, сувениров. Она очень проста и поэтому идеально подходит для людей, которые только начинают пробовать свои силы в рукоделии.

Другие названия сухого валяния – фильтцнадель (от немецких слов filtz – шерсть и nadel – игла), фильцевание или фелтинг. В процессе сухого валяния волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу (фетр). Для этого используются специальные иглы с зазубринами. Собственно, кроме этих игл никакие другие специфические инструменты для сухого валяния вам не понадобятся.

Кроме непряденой шерсти и нескольких игл разной толщины, которые можно приобрести в магазине для рукоделия, вам понадобится толстая поролоновая губка – она нужна для того, чтобы случайно не уколоть иглой пальцы или стол, на котором лежит будущее изделие. Если вы хотите сделать в технике сухого валяния что-то объемное, есть смысл заменить часть шерсти синтепоном – он гораздо дешевле. В таком случае основа изделия валяется из синтепона, а оболочка – из шерсти. Определяя количество шерсти для вашей поделки, помните, что при сухом валянии она дает усадку примерно на треть, поэтому исходного материала должно быть больше планируемого размера.

Взяв необходимое количество шерсти, сформируйте из него примерные очертания будущего изделия (для бусины, к примеру, можно просто скатать из шерсти шарик), положите его на поролоновую губку и приступайте к сухому валянию. Как это делать? Очень просто: нужно тыкать в комочек шерсти иглой, слегка ее поворачивая. Игла будет цепляться зазубринами за волокна шерсти, они начнут спутываться, и шерсть будет становиться более плотной.

Важно помнить, что иглы для сухого валяния очень острые.
Проколы нужно делать аккуратно, чтобы не травмироваться. Бить с размаха не стоит – так можно сломать иглу. Ни в коем случае нельзя держать заготовку на весу. Начинать нужно с игл большого размера, а по мере уплотнения изделия заменять их на более тонкие. Держите иглу строго перпендикулярно плоскости валяния, иначе она может застрять и сломаться.

Если ваша поделка состоит из нескольких частей, то сначала нужно свалять их по отдельности, а потом привалять друг к другу при помощи небольшого клочка шерсти. Если нужно добиться большой прочности (к примеру, вы изготавливаете в технике сухого валяния детскую игрушку, которую в процессе игры могут “покалечить”), то лучше cшить детали, а нитки скрыть, приваляв сверху шерсть.

Бывает так, что в некоторых местах поделки при сухом валянии образуется неровность. Это легко исправить, приваляв сверху немного шерсти. Этим-то и хорошо сухое валяние – допустив оплошность, не нужно переделывать все заново, все можно исправить быстро и без особых усилий.

Начинать свое знакомство с техникой сухого валяния стоит с простых вещей (бусин, например), а потом постепенно можно переходить к более сложным объектам. Прелесть сухого валяния в том, что оно не требует большого пространства, его можно совмещать с просмотром фильмов и общением с друзьями, оно позволяет реализовать практически любые творческие идеи – были бы время и разноцветная шерсть. А еще сухое валяние – это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, да радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.

Игрушки собачки (сухое валяние)

В этой статье мы собрали для вас мастер-классы по валянию из шерсти милых щенков и собачек. Такие игрушки, конечно, больше интерьерные, но и дети постарше 5-7 лет могут аккуратно поиграть ими.

Собачка «Снежок»

Работа на конкурс « Новогодние поделки «. Автор: Киселева Любовь Алексеевна.

Для изготовления своего пёсика я использовала следующие инструменты и материалы:

  • мериносовая шерсть – суровая — для основы,
  • акрил белого цвета для шерстяного покрова,
  • акриловые краски черного цвета,
  • лак акриловый глянцевый,
  • ножницы,
  • иглы для валяния №36,
  • для тонировки художественную пастель,
  • губка для валяния.

Для начала сваляла голову и тело собачки в технике сухого валяния из мериносовой шерсти.

Из этого же цвета сваляла ушки, лапки и хвост.

Вначале приваляла к телу голову и сделала более выраженной мордочку (контуры).

Из самозатвердевающей массы сделала глазки и нос, приклеила и раскрасила акриловыми красками черного цвета. Затем покрыла акриловым глянцевым лаком. Лапки утянула нитками серого цвета и затонировала слегка черной акриловой краской.

Волосяной покров начала с лап. Распределила прядь длиной приблизительно 5 см вокруг лапки и приваляла ее посредине, обходя ее по кругу акриловой шерстью белого цвета. Опустила верхнюю половинку прядки вниз и таким же образом приваливала следующие пряди. Их вышло по 6 штук на каждую лапу.

На брюшке вышло 3 ряда. Длина пряди 3 см.

Приваляла такой же длины пряди на шее спереди. Вышло 3 ряда длиной 3 см.

Далее прядки приваляла точно также вокруг всего туловища (3 ряда).

Для хвоста иглой сваляла две детали посередине и соединила их вместе.

Приваляла шерсть на хвостик и верх спины.

Затем приступила к оформлению головы. Начала приваливать пряди сбоку с двух сторон и сзади головы.

Небольшую прядь из акриловой шерсти приваляла по центру носа, а затем по бокам и между глазок длиной 10 см.

На ротик приваляля небольшие пряди акриловой белой шерсти.

Вокруг глаз затонировала художественной пастелью коричневого цвета.

Вот он, мой КРАСАВЧИК.

Валяный щенок далматинец

Этот мастер-класс будет посвящен валянию забавного щенка из шерсти. Это будет карманная белая собачка высотой всего 9 см. Такую поделку можно подарить на любой праздник, подвесить в машине, поставить на книжную полочку. Мастер-класс подготовила Наполова Наталья.
Для валяния нам потребуются:

Шерсть (белого и черного цвета)
• Иглы для валяния №40 и обратная игла
• Тонкие атласные ленты, пуговичка, кружево
• Пастель бежевого и коричневого цвета
• Мелкие глазки

Начинаем с валяния головы игрушки. Перед валянием распушите шерсть, уложив комом. Сваляйте плотный шарик.

Читайте также:  Браслет-трансформер: пошаговая инструкция

Свернув шерсть плотно в рулончик, сваляйте туловище. Оно будет представлять собой форму овала, зауженного кверху (область шеи).
Для того чтобы сделать мордашку вытянутой, добавьте шарик шерсти на личико. Вначале закрепите его со всех сторон, а потом начните постепенно уваливать шерсть от краев к центру. Иглу втыкайте неглубоко. Валяйте до уплотнения.
Из черной шерсти, сложенной в несколько раз треугольником, сделайте носик собачке. Иглой проваляйте ноздри.

Прикрепите в область подбородка комочек шерсти и уваляйте его.

Иглой прорисуйте черты рта.

Сделайте под будущие глазки углубления.

Вклейте глазки на клей «Момент».

Сваляйте крохотные веки и приваляйте их сверху глаз.
В месте прикрепления головы к шее сформируйте небольшое углубление.

С помощью иглы и капроновой нити белого цвета сшейте между собой детали головы и туловища. Не бойтесь выводить иглу вверху головы, позже вы сможете прикрыть это место кусочком шерсти. Затем дополнительно зафиксируйте место стыка деталей свободной шерстью.
Валяем лапки

Начинаем валять задние лапки. Для этого сделайте два рыхлых шарика и приваляйте их по бокам туловища, ближе к центру.

Для стоп сделайте отдельно на поролоне два маленьких овала.

Прикрепите их с помощью облачка шерсти к верхним частям лап собачки. Прорисуйте пальчики.

Потом посмотрите, где не хватает объема вашей игрушке, чтобы она смотрелась реалистично. Обычно это область бедер, головы, живота, груди. Добавьте недостающий объем.

Верхние лапки сваляйте также отдельно на губке и приваляйте к туловищу.

Старайтесь сразу придать игрушке правильную позу. Если она будет, как у меня на фото держать что-то в лапках, то делайте изгибы на лапках в правильных местах. Чтобы сделать изгиб, необходимо согнуть в нужном месте лапу и пройтись по месту сгиба иглой несколько раз.

Как видно на данный момент, у моего щенка не хватает объема щек, поэтому я добавляю шерсть сюда с обеих сторон.

Смастерите отдельно крохотный хвостик и приваляйте его сзади.

Ушки также сделайте белого цвета отдельно. Не забудьте про изгибы.

Приваляйте уши к голове. Вот наша игрушка почти готова.

Начинаем пятнить щенка.

Иглой обратного хода распушим область щек игрушки. Аккуратно подстрижем.

Мелко натертой пастелью бежевого и коричневого цвета протонируем мордочку и лапки игрушки (веки, ротик, носик, пальчики).

Осталось всего ничего повязать нашему щенку красивые атласные ленточки на шею и бантик на ушко. В лапки мы положим веточку белого ландыша. Забавный подарочек готов!

Подставка для колец

Еще одна работа Елены Мыльниковой — ее первая валяная игрушка собачка.

«Очень давно мне хотелось научится валять игрушки. И увидев в журнале «Лена. Рукоделие» за 2012 №11 собачку для колец, решила попробовать.

Мне потребовалось 50г акрила для валяния белого цвета, немного серого для пятен, черного на носик и красного для язычка. А также иголки для валяния.

И посматривая в журнал, на фото, приступила к валянию. Это оказался очень хороший пошаговый мастер класс, фотографий много, спасибо автору и журналу. Только на фото автор валяет котика, а у меня получилась собачка.

И результат Вы видите на фотографиях. Изменила я только мордочку, придав ей черты щенка породы бобтейл.

Мастер-класс по валянию игрушек из шерсти

Издревле люди применяли шерсть для изготовления одежды и обуви. Со временем новые технологии стали вытеснять шерстяной гардероб изделиями из других материалов. Но материал не стал менее популярен, он нашёл применение в прикладном искусстве. Валяние игрушки из шерсти в наши дни непросто увлечение, а высокооплачиваемая работа, способная обеспечить достойную жизнь мастеру.

Подготовка к работе

Поскольку валяние из шерсти для новичков — это высший пилотаж. Им кажется, что научится делать прекрасные вещи из шерсти просто невозможно. Однако это не так. Любой может освоить ремесло изготовления сувениров из шерсти.

Работают мастера фильцевания за столом с хорошим освещением. Также важен удобный стул, поскольку приходится сидеть долго на рабочем месте и напряжённо работать.

Для сухого фильцевания приобретают набор специальных игл. Эти иглы имеют г-образную форму и зазубрины на конце. Они очень острые и требуют предельной осторожности при обращении с ними. Иглы различаются по нумерации и предназначению. Основные виды:

  • № 36 — для грубой первоначальной обработки;
  • № 38 — для основных работ, самая востребованная игла, ею выполняется бо́льшая часть валяния;
  • № 40 — самая тонкая игла, её применяют для ювелирных работ по созданию мелких деталей;
  • Звездчатого сечения — применяют для полирования изделий;
  • Корончатая игла — её применяют при соединении деталей.
  • Игла обратного сечения — для обратного процесса, ею создают пушистые поверхности.

Это далеко не все виды игл, применяемые при валянии, но их вполне достаточно для обучения и выполнения практически любого изделия. Опытные мастера пользуются фильцевальными машинками, у которых большой выбор различных насадок.

Для того чтобы не ломать очень хрупкие иглы о твёрдую поверхность, используют поролоновую подложку или специальную щётку прямоугольной формы.

Для раскрашивания готовых поделок нужны акриловые краски и кисточки для них. Многие мастера украшают свои произведения другими декоративными изделиями.

Основной материал и методы

Прежде чем приступить к обучению в мастер-классе по валянию игрушек из шерсти, начинающему мастеру необходимо заготовить достаточное количество основного материала для этого творчества. Хорошую шерсть сегодня приобрести не проблема — для этого есть специализированные магазины.

Определяющим показателем для поиска является намеченное изделие. Вот основные разновидности шерсти для таких работ:

  • Меринос. Самая популярная среди фильцевальщиков. Это полутонкая и тонкая шерсть австралийских и новозеландских мериносов.
  • Выбеленка. Отбеленная шерсть, которую можно перекрасить в домашних условиях в нужный цвет.
  • Грубая овечья. Применяют для изготовления валенок и лохматых игрушек.
  • Очёс. Остатки шерсти после вычёсывания. Их применяют для набивки игрушек.
  • Сливер. Самая дешёвая. Применяют для создания основ на которые приваливают слой из основного цвета.
  • Козья шерсть и верблюжья. Некоторые мастера охотно применяют эти виды для в работе.

При заготовке основного материала смотрят на его качество и цвет. Также рассчитывая нужное количество, учитывают не менее чем троекратное уплотнение материала после фильцевания.

Кроме основного материала, может понадобиться поролоновый наполнитель для поделки из шерсти. Валяние для начинающих — сложный процесс, где важна любая мелочь.

Существует 2 техники подобного рода рукоделия:

  1. Сухое валяние. Это процесс постепенного спутывания шерстинок с помощью специальных игл и придания нужных форм будущему произведению.
  2. Мокрое валяние, когда поделку формируют своими руками из сырой шерсти или применяя стиральную машину.

Какой из методов будет использоваться, решает будущий мастер.

Пошаговая схема изготовления игрушки

Чтобы не свалять дурака, а отличную игрушку, новички учатся у опытных мастеров и поэтапно осваивают сухое валяние. Для начинающих мастер-класс полезен тем, что поэтапно повторяя действия мастера, они сами смогут свалять свою первую игрушку.

Начинают обычно с несложных игрушек. Одна из таких игрушек — котик Печалька. Для его изготовления готовят: кардочёс белый для основы, белую тонкую шерсть, иглы № 36 и 38, обратную иглу, щётку для валяния, глазки для игрушек, ножницы, пастель, клей и леску с иглой. Затем приступают к изготовлению игрушки по следующей схеме:

  1. Сделать полушарик для мордочки из белой шерсти. Размер подбирают в соответствии с приготовленными глазками для игрушки. Важно не делать полушар слишком твёрдым. Работают в основном 36 иглой, плоскую часть проходят 38 иглой.
  2. 38 иглой прибивают ямочки для глаз.
  3. Вклеивают глазки в ямочки.
  4. На щётке валяют 4 века, регулярно переворачивая их.
  5. Прикрепляют веки к глазам с обеих сторон, чтобы осталась узкая щёлочка. Потом придают 38 иглой печальку глазам, сваляв соответственно веки вокруг глаз.
  6. Делают подбородок, нос и щёки. Принцип похожий: скручивают овалы или шарики по форме и приваливают их к мордочке 38 иглой. Потом 36 делают ноздри и формируют основные формы. Носик раскрашивают пастелью.
  7. Делают туловище. Оно должно иметь скос набок, чтобы голова была под наклоном.
  8. Прикрепляют голову. Сначала 36 иглой, дорабатывают 38. Проверяют надёжность крепления. Здесь важна усидчивость и аккуратность.
  9. Сваливают четыре лапки наполовину. Для этого скручивают колбаску и валяют на щётке.
  10. Прикрепляют лапки к туловищу и доваливают их окончательную форму, добавляя шерсть на незаконченные заготовки.
  11. Валяют ушки и хвост, переворачивая на щётке.
  12. Прикрепляют опущенные ушки и поднятый хвост на свои места.
  13. Распушивают всё тельце котика, кроме кончиков лап. Для этого применяют обратную иглу. Следят, чтобы не было проплешин.
  14. Декорируют игрушку вязанной шапочкой и шарфиком.

Потратив не один час на кропотливую работу, начинающий мастер будет держать в руках свой первый валяный шедевр. Неважно, куда он его применит: подарит кому-то или оставит себе, а может, повесит на ёлку в качестве новогодней игрушки. Главное, что такое творение никогда не забудется и ещё долго будет радовать людей своим очарованием.

Ссылка на основную публикацию